Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования. Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.
Основные изменения в новых ФГОС общего образования 2021 года:
- Конкретизировали требования к предметным результатам;
- Прописали критерии сформированности УУД и достижения личностных результатов;
- Изменили объем аудиторной нагрузки в НОО и ООО;
- Ввели новые требования к рабочим программам;
- Закрепили вариативность содержания программ;
- Убрали из списка обязательных предметов второй иностранный;
- Расширили требования к материально-технической базе.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
-
Единство образовательного пространства России.
-
Вариативность содержания образовательных программ.
-
Применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, а также на сохранение и укрепление здоровья.
-
Развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач для адекватной ориентации в окружающем мире.
-
Благоприятные условия воспитания и обучения.
-
Единство учебной и воспитательной деятельности.
-
Формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении всей жизни.
-
Разумное и безопасное использование цифровых технологий.
-
Формирование российской гражданской идентичности.
-
Личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
-
Формирование у школьников системных знаний о месте РФ в мире, а также о её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России.
Стандарт является основой для:
- разработки примерных основных образовательных программ;
- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
- организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
- осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
- проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
- построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
- организации деятельности работы методических служб;
- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.